Революция Carrefour

Друзья, салют! Прошу прощения за задержку: чемпионат мира отнимает необходимую концентрацию и здоровье:)

Надеюсь, что у вас всё замечательно. Чемпионат мира не радовать не может, как и грядущий RBR!
worldcup.jpeg
На прошлой неделе я рассказывал о двух первых столпах трансформации Carrefour, где речь шла о структурных и «идеологических» изменениях в компании. Пункты три и четыре – самое интересное, наслаждайтесь!

Третий пункт плана гласит о создании омниканальной вселенной Carrefour, которая проходит красной линией всего плана Carrefour 2022. Всё по заветам Джека Ма: гелиоцентрическая бесшовная структура, где Гелиосом выступает простой покупатель, одинаково окружённый Carrefour вне зависимости от того, где он предпочитает делать покупки, и как часто меняет свои предпочтения.

В портфеле Carrefour есть практически все возможные форматы магазинов: супер, гипер, макси, дискаунтеры DIA, Shopi и Marche Plus у дома, Drive (самовывоз, в том числе, не выходя из автомобиля, здесь подробности), Promocash (Cash & Carry). Как я уже писал в прошлом посте, Carrefour представлен на 4 континентах более чем 12 тысяч торговых точек. Все они в сумме представляют обширную инфраструктуру для дальнейшего развития.
Сегодня во Франции любой покупатель может найти магазин Carrefour в среднем в 8 минутах ходьбы от своего дома. В том числе для сокращения этого времени, и основываюсь на успехе этого формата в Испании и Италии, Carrefour откроет ещё 2 тысячи точек в течение следующих пяти лет. За это время в каждом магазине появится зона сборки заказов и доставки, а также пункт самовывоза и возврата.

Гипермаркеты – житница Группа. Но Carrefour признаёт неправильное управление ими и как следствие сократит их площадь, чтобы она стала пропорциональна территории охвата и обслуживания. На освободившихся площадях, Carrefour создаст аутлеты и dark stores для обработки интернет-заказов, а также зоны Promocash для b2b клиентов.
drive.jpg
Carrefour откроет дополнительно 170 Drive и уже сейчас работает над системой для автоматической сборки заказов. Партнёрство с почтой Франции и её дочерней компанией Steward позволит доставлять срочные заказы в 26 крупнейших городах страны. Доставка в течение часа уже в этом году станет доступна в 15 городах страны. Все эти усилия позволят значительно повысить качество последней мили, используя по сути существующую инфраструктуру, и создаст уникальный сервис для обслуживания клиентов, особенно в крупных городах. И самое главное – по расчётам Группа позволит стать лидером продуктового e-commerce во Франции с долей рынка более 20% и оборотом в €5 млрд.

Вместо 14 разных приложений и практически сотни разных сайтов, Группа оставит всего 1 приложение, и 1 сайт на каждую страну, в которой представлена. В приложении также действует система Carrefour Pay, которая является плюс-минус полным аналогом Apple Pay и позволяет оплачивать покупки, не доставая бумажник (но доставая телефон).

Что получается? Вы сидите за компьютером, с телефоном в руке, в машине, в самом магазине – где угодно. Можете выбирать покупки где угодно. Забрать – где угодно, оплатить – как угодно. Не омниканальность ли это?

Всё это не было бы возможным без пересмотра инвестиционной стратегии и взаимодействия с партнёрами. Инвестиции и в маркетинг, и в диджитал вырастут в 5 и 6 раз, соответственно. Как вы помните из первого поста – это не оборотные деньги, а те, которые придут от сокращения костов и закрытия убыточных магазинов.

Во всех процессах, где Группа признаёт свою не идеальную компетенцию заключены контракты с профи: для развития e-commerce каналов Carrefour будет работать с Sapient, подразделением Publicis (вот их кейс с Marks & Spencer), монстров цифровой трансформации. По non-food – продажи товаров для дома и одежды через шоппинг-клуб Showroomimprove. По срочной доставке, как я уже писал выше, с дочкой национальной почты – Steward. Здесь в красную линию омниканальной стратегии компании вплетается ещё одна – каноническое разделение труда по Смиту, прагматичные стратегические партнёрства.

Четвёртый пункт я бы назвал частью эволюции человечества в целом и перехода на другую модель питания. Слава небесам, интернету, информации и нутрициологии!

Carrefour поставил перед собой амбициозную цель – сделать органические фермерские продукты доступными всем своим покупателям. Сама компания выделяет процесс нутриционного перехода, который она планирует возглавить как ритейлер и просветитель. Финальный пункт назначения этого перехода — кардинально новая диета и модель потребления продуктов питания человеком. Основная проблема такого перехода очевидна - высокая себестоимость производства и итоговый ценник. Но у Carrefour есть конкретный план для реализации собственных амбиций.

В первую очередь, для достижения поставленной цели Carrefour разработал и имплементирует агроэкологический план. Агроэкология – раздел экологии, который в том числе изучает влияние сельскохозяйственного производства на окружающую среду. Каноническое производство по Carrefour отвечает следующим постулатам агроэкологии, а именно:
1. Поддержка биоразнообразия. Посадка деревьев, живых изгородей, отелей для насекомых и прудов;
2. Защита опылителей. Установка ульев и защита пчёл от вредных для них субстанций;
3. Сокращение или полное изъятие пестицидов из цикла производства. Культивирование без химических добавок и восстановление иммунной системы растений натуральными удобрениями;
4. Местные корма для животных. Использование в кормах только местных растений и круглогодичный выгул скота;
5. Улучшение состояния почвы. Насыщение почвы натуральными субстанциями и органическими добавками. Севооборот (ротация культивируемых локально культур) и сокращение пахот;
6. Предложение только вкусных натуральных продуктов. Гарантированный уровень содержания сахара. Сбор урожая при полном созревании;
7. Запрет на использование антибиотиков. Жизненный цикл поголовья – без использования антибиотиков. Лечение альтернативными фитотерапевтическими средствами;
8. Создание условий для благополучия скота. Курица свободного выгула, не стерилизованная свинина;
agroecology.png
И два последних пункта об обязательствах Carrefour перед праведными производителями:
9. Поддержка инновационного производства путём долгосрочного прогнозирования объёмов поставок и заключения контрактов на длительные сроки;
10. Поддержка и поощрения обмена лучшими практиками между производителями.

Таким образом, следующие постулатам выше поставщики Carrefour трансформируются в агроэкологические лаборатории. Производители органических продуктов, которые смогут спрогнозировать объём поставок и зафиксировать цену на 3 календарных года вперёд, будут получать на свои товары специальную маркировку Фонда дикой природы, согласно соглашению последнего с Carrefour о следовании принципов биопроизводства.

Во Франции, Испании и Китае компания откроет фреш-школы для найма и обучения собственного персонала в органик-сегменте. Для покупателей Группа организует поп-ап корнеры с профессиональными диетологами и нутриционистами для консультации своих покупателей в магазинах, а также будет официально придерживаться корпоративной социальной ответственности, как уже делает в Бельгии.

Говоря о цифрах, Группа планирует достичь оборота в €5 млрд к 2022, что в 5 раз выше, чем есть сегодня. В этом вопросе также есть место партнёрствам: в 2016 году Carrefour приобрёл Greenweez, самый популярный интернет-магазин органических продуктов во Франции. Ценообразование, программы лояльности, промо-акции – всё будет направлено на демократизацию органических продуктов. Совместные закупки и работа над СТМ также призваны повысить ценовую конкурентоспособность. Буквально сегодня появились новости о скором стратегическом альянсе Carrefour и Tesco в закупках. Возможно, это связано с угрозой от Amazon и Whole Foods, возможно, это часть плана выше, но, вероятнее всего, верно и то и другое.

Стратегия работы с СТМ Carrefour будет логично пересекаться с подцелями нутриционного перехода. Компания планирует максимально исключить пестициды, гербициды, антибиотики, добавки и нитриды при производстве, а также снизит количество сахара, соли и усилителей вкуса в готовой продукции. В этом процессе Carrefour будет активно взаимодействовать с покупателями, проведя больше 200 тысяч дегустационных мероприятий в своих магазинах.
А ещё Carrefour первым из фуд-ритейлеров внедрил блокчейн на своей цепочке поставок. Сейчас компания тестирует его конкретно на птице. Благодаря этому компания может отслеживать весь путь, который проходит птица от инкубатора до холодильника в магазине. Эта же система будет внедряться на всех цепочках по образу и подобию птичьей.

Как известно, сельское хозяйство в Евросоюзе официально дотируется. Для получения дотаций необходимо отвечать множеству требований, вплоть до непереводимой на русский «живописности пейзажей» фермерских угодий. Со своей стороны, Carrefour будет также активно поддерживать фермеров финансово, по идеальной модели «финансовая поддержка органического производства – переход на органическое производство». Условия финансирования и требования к фермерам компания пока не анонсирует.

Итак, Carrefour принял план на ближайшие пять лет, по которому компания должна измениться до неузнаваемости. Начиная с февраля-марта этого года Carrefour практически ежедневно становится громким ньюсмейкером, и практически каждая новость есть отражение той или иной части плана. В июле 2017 года Группа утвердила в должности нового СЕО Александра Бомпарда, и судя по таймингу новостей из стана Carrefour, все изменения так или иначе связаны с назначениями в топ-менеджменте компании.

Остаётся пожелать удачи Carrefour и наблюдать за прогрессом. О трансформации своих компаний СЕО и владельцы крупнейших сетей России проведут дискуссию в рамках Retail Business Russia 13 сентября. Это уникальная встреча в наиболее подходящий момент времени. В этот момент времени можно сделать так, чтобы клиент восхищался процессом покупок снова. Сделать ритейл вновь великим. Make Retail Great Again!