Эволюция Carrefour

Привет, друзья! Как вы уже, наверное, заметили, наш блог продолжает нести знамя авантюризма и по-прежнему ничем не походит на блог здорового человека или СМИ. Однако нашей единственной целью остаётся снабжение вас ценным и уникальным контентом, на который не наткнёшься в природе на русском языке. На пути к этой цели и был написан этот текст.

Буквально месяц назад, по возвращении с Мирового розничного конгресса, где только и было разговоров о трансформации, диджитализации и других “ациях”, мне в руки попался довольный редкий публичный зверь — план трансформации «Carrefour 2022». Подобные документы редко становятся достоянием общественности, однако конкретно в этом случае это можно объяснить следованием одной из целей компании согласно плана — прозрачности и открытости, как перед собственными покупателями, так и перед критикой, порой бессмысленной и беспощадной.

transformation

План «Carrefour 2022» был опубликован на сайте компании в конце январе текущего года и подлежал реализации «незамедлительно». Стоит отдать должное французам — после имплементации плана, компания начала и продолжает по сей день беззаветно публиковать пресс-релизы и новости, информируя всех интересующихся о ходе выполнения своего плана. Слова не расходятся с делом — работа кипит!

План «Carrefour 2022» состоит из 4 крупных частей, которые образно можно назвать «упростить форму», «сохранить и перераспределить ресурсы», «инвестировать в каналы» и «развивать fresh». Сегодня поговорим о первых двух, две остальные оставим на сладкое (там самое интересное).

Carrefour — всемирно известный французский «Перекрёсток», вторая по величине в мире розничная сеть после Walmart. Компания работает на всех континентах, исключая Северную Америку и Австралию, но наиболее масштабно компания представлена в Южной Америке, Азии и в домашнем регионе – Западной Европе. Компании уже больше 60 лет и за это время компания обзавелась множеством активов по всему Земному шару, значительно устарела организационно и идеологически.

Первый пункт «Carrefour 2022» как раз признаёт определённую консервативность компании и её стремление приобщиться к новой школе. По состоянию на январь 2018 года, для утверждения каталога компании требовалось пройти 27 ступеней утверждения. Также компания взяла на себя обязательства по реализации сотен проектов, множество из которых так и не нашло финансирования и даже собственной команды. Компания прекращает реализацию 500 (!) из них.

EPINGLIER2-detail900.jpg

К 2022 году Carrefour объединит свои 12 офисов в регионе Иль-де-Франс, перевезёт Булонский офис в Маси и прекратит строительство новой штаб-квартиры в департаменте Эсон площадью в 30,000 м2. Компания предложит альтернативную позицию в структуре Группы или добровольное сокращение 2,400 сотрудникам, что составляет 23% из общего штата. По словам Президента, только на содержание офисов во Франции, Группа тратит 20% от общей выручки в регионе.

Сокращение сотрудников — часть одной из составляющих плана, а не самоцель. Основная идея — максимально упростить и облегчить устаревшие структуры, создать синергию между департаментами и стимулировать их взаимодействие. Делать то, что умеешь делать хорошо, остальное отдавать профессионалам. Таким образом Группа должна стать более открытой к партнёрствам и теснее следовать заветам Адама Смита в разделении труда.

Совсем недавно Carrefour заключил соглашение с Fnac Darty, лидером по продажам бытовой техники во Франции, о совместных закупках электроники для сокращения расходов. Приобрёл 17% акций Showroomprivé, одного из крупнейших шоппинг-клубов Франции. И закрыл большую сделку с Tencent и Yonghui в Китае: первые дадут Carrefour опыт в e-commerce (к слову, WeBank будет разрабатывать инновационную систему кредитования и оплаты), вторые — в магазинах у дома и продажах в сегменте fresh. Все эти сделки идут вразрез с прошлым Carrefour, когда компания пыталась реализовать максимальное число проектов собственными силами. Сейчас же все сделки являются частью плана Carrefour 2022, согласно которому первоочерёдная задача — моментальное реагирование на нужды и чаяния клиента, который в новой парадигме находится в самом центре Вселенной, а компания вращается вокруг него.

Carrefour-China.jpg

Иметь союзников, быть последовательными, фокусироваться на главных задачах, слушать и моментально реагировать на требования своих покупателей — всё это приведёт к беспрецедентным ценностным изменениям на уровне всей Группы.]

Второй, но не менее важный пункт плана – сокращение и перераспределение расходов, основанные на новой системе управления и дисциплине.

Стратегия компании сегодня, в краткосрочной перспективе, позволит адаптироваться к раздутому бюджету, однако в долгосрочной перспективе нынешняя модель губительна. Группа поставила перед собой цель достичь отметки в €2 млрд сокращённых костов ежегодно к 2020 году по прямым, непрямым закупкам и в цепочке поставок.

В прямых закупках Группа будет больше пользоваться международным представительством компании в опте и сократит смешанные закупки на 10%. В непрямых уделит большее внимание пролонгации контрактов и пересмотру условий. В цепочке поставок во Франции внедряется система Caravelle, которая потребует существенных инвестиций, но в свою очередь предложит большие операционные и финансовые возможности.

Вишенкой на торте стала покупка 273 магазинов испанской сети хард-дискаунтеров DIA в 2014 году, которые группа приобрела за €600 млн. Президент Carrefour их называет центром потерь. На протяжении долгого времени Группа инвестировала и развивала этот бренд, однако так и не смогла найти подходящую модель для работы в локациях, где размещено большинство магазинов сети. Отныне Carrefour будет искать инвесторов для таких активов, а в случае, если поиск будет неуспешным – незамедлительно их закрывать.

DIA.JPG

Группа отмечает собственные ошибки в инвестиционной стратегии, в частности в непропорциональных вложениях в сомнительные регионы с точки зрения географии и здравого смысла вообще. Группа признаёт провальным свой проект «экспериментальной лаборатории» в Вилье-ан-Бьер, в которой в том числе планировалось тестировать новые форматы магазинов. Carrefour инвестировал больше €15 млрд в этот проект, однако в обороте это отразилось лишь на 5% в плюс. Любопытно, что подобной участи удостоился и Carrefour Planet — похожий проект Группы в прошлом, так же когда-то призванный стать экспериментальной песочницей компании, и так же канувший в лету.
Группа должна стать более избирательной в выборе объектов для инвестиций, получить €500 млн от продажи убыточных активов и в целом добиваться роста своей доли рынка строго через прибыльные магазины.

Первые два пункта, в своём публичном изложении, довольно логичные и вполне объяснимые. Оставшиеся два призваны в корне изменить Carrefour во всех его проявлениях, начиная с коренного изменения портфолио магазинов Группы, заканчивая ассортиментом. Это интересно и о них мы расскажем в конце этой недели.