Интервью

or17sp5-1.jpg

BBCG: Международная группа предприятий MONOLITH мало известна в России, расскажите, пожалуйста в двух словах об этом бизнесе.

Л. Николаев: Международная группа предприятий MONOLITH - это основанная в 1997 году группа предприятий, которая постоянно растет и расширяется. Monolith International, Nord, Süd, Mitte, а также Monolith West и Ost GmbH расположены в 6-ти городах Германии. Предприятия насчитывают более 300 сотрудников. Филиалы MONOLITH со своими оптовыми складами и магазинами есть во всех странах Евросоюза. Группа снабжает клиентов в Европе не только продуктами питания, но и товарами non food. Эксклюзивный ассортимент охватывает более чем 3.000 наименований. Бизнес ориентирован на аудиторию русскоязычных (славяноязычных) покупателей в Германии и странах Евросоюза, включая Австрию, Англию, Грецию, Италию, Португалию, Испанию и др. Только в Германии розничная сеть насчитывает более 170 специализированных магазинов MIX Markt, а число оптовых покупателей – более 2000. В том числе среди «оптовиков» у Монолит не только мелкая розница, но и крупнейшие сети как Real, Metro, Rewe и другие.

BBCG: Какой ассортимент Монолит и MIX Markt предлагает покупателям?

Л. Николаев: Предприятия международной группы MONOLITH закупают товары во всех восточноевропейских странах. Это национальные деликатесы, которые восхищают местных жителей или являются частью национальной культуры. Группа поддерживает стабильный размер товарной матрицы, это 3000 sku. И непрерывно ротирует, оптимизирует его, выводя из матрицы 100 худших по нашим критериям товаров и вводя новинки ежеквартально. Мы по-настоящему внимательно работаем над качеством и соответствию вкуса товаров запросам «русской» аудитории. Рецептура, упаковка (на всех этикетках название продукта на русском языке!) и цена в точности отвечают спросу. При этом цены ниже, чем у конкурентов. На многих этикетках стоит надпись: «ВКУС ЗНАКОМЫЙ С ДЕТСТВА». И действительно, в большинстве случаев это продукты, запомнившиеся нам с вами с детстваJ

BBCG: Как строятся отношения с поставщиками-экспортерами?

Л. Николаев: Если коротко, то я скажу, что у Монолит и Mix Markt нет входных билетов, и главная общая цель – стабильно растущие экспортные поставки и, значит, продажи в магазинах и у наших оптовиков. А в деталях я предлагаю разобраться вместе, на бизнес-форуме 21 апреля. Надеюсь, что форум поможет нарастить портфель уникальных товаров нам и нашим новым партнерам.

or17sp5-3.jpg

BBCG: Виталий Михайлович, расскажите, пожалуйста, чем занимается Германо-Российский Экономический Альянс?

В.М. Шмельков: Альянс объединяет на добровольной основе российские и германские фирмы, предприятия, организации и физические лица, работающих в сфере двустороннего сотрудничества на основе общности интересов. Целями Альянса является содействие устойчивому развитию двусторонней торгово-экономической кооперации в долгосрочной перспективе.

BBCG: Как меняются объемы и категории экспортных товаров (consumer products & food) в последние три года? Какие кейсы вызвали у вас наибольший интерес? удивление?

В.М. Шмельков: За последние несколько лет объем товароборота упал почти вдвое и составил в 2016 г. по предварительным оценкам порядка 47 млрд. евро.

Для примера скажу, что товорооборот Германии с Китаем составляет порядка 170 млрд евро, с Францией 167, а со США – порядка 165 млрд Евро. Кстати именно эти страны являются главными торговыми партнёрами Германии, при этом лидером в 2014 г. была Франция, в 2015 г. США, а в 2016 г. стал Китай. А ведь несколько лет назад товароборот России и Германии по германской статистике доходил до 100 млрд. евро, при этом российский эспортт составлял примерно 50% от него.

При такой нынешней обвальной динамике российско-германской торговли делать какие-либо далеко-идущие выводы весьма сложно. Одно можно сказать: пока энергозависмость двустороннего товарооборота (в первую очередь в части российского экспорта) далеко не преодолена, и мы стоим на пороге формирования его новой структуры, в первую очередь в части российского экспорта. А вот об этом мы поговорим на Форуме.

BBCG: Какие наиболее интересные ниши для товаров из России и ЕАЭС, как вы видите?

В.М. Шмельков: Это внешне простой вопрос, но на него сегодня не может быть однозначного ответа, хотя многие ожидают: вы нам скажите, куда мы должны идти. Вопрос развития российского экспорта всегда был сложной темой. Не исключение и сегодняшняя ситуация. Мы исходим из того, что в ближайшее время двусторонний товарооборот будет восстанавливаться.

Его восстановление будут происходить преимущественно за счет новых инновационных товаров. Сегодня есть шанс, используя ситуацию, выйти на очень сложный и зарегулированный рынок Германии с инновационной отечественной продукцией. Я не отбрасывыаю и традиционные товары нашего экспорта. Вопрос в наличии рыночной потребности в них и восстановление утраченных или поиск новых связей. Это серьезная, но благодарная работ. А вот какие шаги методы мы применяем (остаточный принцип – «пристраиваем, что есть» или готовим товар для конкретного рынка), инструменты и формы (в т.ч господдержки) нужны для этого – это тема нашего дальнейшего совместного обсуждения.

or17sp5-1.jpg

BBCG: Александр, расскажите коротко о вашем бизнесе сегодня?

А.Гаврик: Группа компаний SCS group 11 лет работает в связке Россия-Китай. Исторически наш основной клиент — это сетевой ритейл. Мы управляем цепями поставок и поставляем товары из Ю-В Азии в более чем 7000 сетевых магазинов различного формата. Головной офис в Гуанчжоу и несколько представительств в России для организации логистики и ВЭД. В Китае наша группа представлена дистрибьюторской компанией и развивающейся розницей сети мини-пекарней формата «буланжери».

BBCG: Как изменился потребительский рынок в Китае за последний год?

А.Гаврик: За прошедший год коренных изменений не произошло, интернет торговля планомерно набирает обороты, но традиционная розница не просела и судя по всему печальные прогнозы на этот счет пока не сбываются. Образовался отличный omni-mix. Практически все средние и крупные игроки и известные торговые марки применили стратегию omni-channel, что позволяет им грамотно управлять ассортиментом и ценой. Теперь компании сражаются за ценообразование и мерчендайзинг не только на «земле», но и в сети, чтобы как-то выделить себя на фоне специализированных онлайн-игроков.

BBCG: В чем главные тренды в потреблении импортных товаров и продуктов питания в Китае?

А.Гаврик: Если смотреть отдельно на категорию импортных продуктов питания, то я лично, вижу в этом огромный потенциал и выбор приоритетного направления для собственного дистрибьюторского бизнеса неслучаен. Европейские тренды в Китае подхватываются на ура. В онлайн-торговле преимущества у раскрученных брендов на лицо, потребитель уже «прокачен» временем и маркетинговыми инструментами этих брендов, поэтому мы, выстраивая стратегию вывода российских продуктов, в большей степени опираемся на традиционную розницу и средства продвижения, обеспечивающие максимально близкий контакт с потребителем.

В заключение хочу сказать, что один из пунктов моей личной миссии гласит: "делиться успехом с окружающими". Именно поэтому в апреле 2017 мы запускаем обучающий видео проект "РИС". Мы возьмем два интересных, показательных кейса и на их примере развернем всю активность и открыто покажем все стадии вывода российского продукта на китайский рынок, начиная с границы и заканчивая мерчендайзингом и стимуляцией спроса.